ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АПУХТИНОЙ ОЛЬГИ ЮРЬЕВНЫ
Дополнительное образование — приоритетное образование в развитии творческих способностей ребёнкаДополнительное образование детей, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности, имеет в основании идею признания права ребёнка на одновременное получение обязательного формального традиционного базового образования и неформального образования, в основе которого лежит свобода выбора предметных, межпредметных или метапредметных образовательных программ в объёме и темпе, адекватном творческой индивидуальности. Дополнительное образование детей предназначено для осуществления образовательной деятельности, т. е. для реализации образовательных программ, имеющих образовательные цели и рассчитанных на то, что их освоение детьми в свободное время обеспечивает достижение ими новых (дополнительных) образовательных результатов. Дети школьного возраста от 6 до 18 лет получили право на использование своего свободного времени в образовательных целях. Под свободным временем детей понимается время, не предназначенное для выполнения непреложных обязанностей по освоению законодательно установленных образовательных программ, включая выполнение домашних заданий. Свободным признается время, предоставляемое детям для использования по согласованию с родителями или лиц, их замещающих, в соответствии со своими интересами, по своему усмотрению в рамках законодательно установленных возрастных ограничений в дееспособности на уровне прав и ответственности. Отсюда следует, что основная характеристика дополнительного образования детей заключается в том, что это образование имеет в основании свободу выбора занятий на всех уровнях – вида деятельности, образовательной программы, объёма учебного материала, темпа времени и формы его освоения; а основное предназначение - развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Перевод этих системообразующих позиций на инвариантнаяэтих системообразующих позиций на уровень массовой педагогической практики оказался сложным процессом по нескольким причинам,из числа которых имеет смысл выделить следующие: нормативноправовая непроработанность нового вида образования, наличие системных противоречий на концептуальном уровне и сопротивление профессионального педагогического сообщества, не принявшего новые функции внешкольного образования. Исходя из этого, дополнительное образование не попадает сегодня в формат классического традиционного формального образования,оно не может быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов: оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием (потому, что не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности, ни произвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях, ни дополнительным в значении «пост» дипломное образование (ибо начинается задолго до получения диплома, ни неформальным или внешкольным в принятой на международном уровне трактовке (такучрежденческом уровне). Это самоценная педагогическая практика, гибкая, мобильная, адаптивная к существующим условиям, не имеющая аналогов. По сути, это неформальное формализованное образование. Но присущая дополнительному образованию детей логика неформального и информального образования препятствует подчинению дополнительного образования детей законодательно закрепленным основаниям формального образования. Подводя итоги проведенного исследования специфики дополнительного образования детей, можно констатировать, что это уникальный социальный институт детства, педагогический феномен, самоценная подсистема образовательного пространства России, новое педагогическое явление. В дополнительном образовании реализуется право ребенка на обучение в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета деятельности и даже педагога, а в летний период организуются профильные лагеря и экспедиции, самостоятельная исследовательская и творческая деятельность. Одно из главных предназначений дополнительного образования – это овладение детьми социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций, развитие собственных познавательных возможностей и способностей, выявление познавательных интересов, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая привлекательна для учащихся [Поэтому,практические задачи дополнительного образования детей определены,как: «обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей; выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; профессиональная ориентация детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки; адаптация детей к жизни в обществе; формирование общей культуры детей; организация содержательного досуга детей; удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом. Основу дополнительного образования детей, и именно это отличает его от внешкольной работы, составляет образовательная деятельность. Это уже не работа кружков, а серьезная организация образовательного процесса на основе образовательных программ, разработанных, обычно, самими педагогами. Все программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Главное, чтобы предмет обучения соответствовал потребностям детей и чтобы нашелся педагог, не только хорошо знающий свое дело, но способный работать с детьми и заинтересовать их. Если в дополнительном образовании предлагаемая детям программа не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она исключается из учебного плана учреждения. Дополнительное образование динамично реагирует на изменяющиеся потребности детей, предлагает ребенку значимое содержание образования, дает не абстрактную информацию, а практически ориентированные знания, которыене абстрактную информацию, а практически ориентированные знания, которые на деле помогают ему адаптироваться в окружающей жизни. Занятия в объединениях формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. Еще одна важная особенность дополнительного образования состоит в том, что здесь складывается иной, по сравнению со школой, тип взаимоотношений педагога и ребенка,между которыми стоит предмет общего интереса: педагог не просто передает определенный объем новой для учащегося информации, а формирует среду, стимулирующую развитие. Своеобразие дополнительного образования состоит в органическом сочетании досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с образовательной деятельностью. Своеобразие дополнительного образования состоит в органическом сочетании досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с образовательной деятельностью, и весьма значимой продолжает оставаться культурно-досуговая деятельность, которая теперь должна строиться на основе образовательных программ (но на деле это редкость, предполагать приобретение знаний и формирование навыков организации содержательного досуга. Дополнительное образование, оберегая детей от бесцельной траты свободного времени, сокращая пространство девиантного поведения, решая не только проблему занятости детей и подростков, но и снижая их напряженность и агрессивность, представляет собой реальную силу, способную занять детей социально полезным делом. Значительная часть образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, что способствует формированию практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды. Дополнительное образование, являясь одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения, дает растущему человеку возможность проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Это особенно важно для детей, неуверенных в себе, страдающих комплексами и испытывающих трудности в общении. Нет такой области человеческой деятельности, которая не могла бы стать предметом изучения в дополнительном образовании, поэтому практически не бывает случая, чтобы пришедший сюда ребенок не нашел себя и не достиг успеха в избранном виде деятельности. Сказанное ставит развитие системы дополнительного образования в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной политики. Литература 1. Закон Российской Федерации «Об образовании», от 13 января 1996.- с. 52.: 2. Горский В. А., Журкина А. Я. Система дополнительного образования детей, /ж. Дополнительное образование № 1. М. ,2000. 3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. О. Е. Лебедева. -М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 256с. 4. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев. - М.: АРКТИ., 2002.- 112с. 5. Евладова Е. Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи, /ж. Внешкольник № 3.- М., 2002. 6. Картавцева В. А. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования. /ж. Дополнительное образование №6.- М., 2002. 14 ноября 2021 в 16:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.